Методика постановки игры в рамках "тактики быстрых взаимодействий" в футболе.(1)

1. Введение.

2. Основная идея постановки игры на основе "тактики быстрого взаимодействия". Особенности технической, тактической, физической и психологической подготовки при овладении приемами взаимодействия.

1) Последовательность освоения "тактики быстрых взаимодействий".

2) "Тактика быстрого паса или быстрых индивидуальных действий".

3) Основные приемы взаимодействия игроков. Теоретическое обоснование эффективности приемов взаимодействия. Принципы обучения приемам взаимодействия.

Основные приемы взаимодействия в атаке и особенности их исполнения.

Основные приемы взаимодействия в обороне и особенности их исполнения.

3. Перспективы развития "тактики быстрого взаимодействия" и приемов взаимодействия игроков.

4. Общие выводы и рекомендации.


ВВЕДЕНИЕ.

Идея, заложенная в основу предлагаемой вашему вниманию методики возникла в начале 80-х годов, когда мы с моим другом и единомышленником Александром Ивановичем Горбуновым работали с 15-17 - летними футболистами в ОШИСП-62 (общеобразовательная школа-интернат спортивного профиля № 62) г. Ленинграда. Условия для работы были идеальными (двухразовые тренировки, зимой: одна - в манеже ДСИ "Зенит" на поле нормальных размеров с искусственным покрытием, другая в спортзале СДЮСШОР "Смена" 20 х 40м, летом: запасное поле стадиона им. Кирова с отличным травяным покрытием; великолепное питание, проживание в новом общежитии в комнатах на 2-х человек). И при этом - отсутствие у ребят желания тренироваться в полную силу, пресыщенность футболом. Одним словом у игроков - отсутствие "блеска в глазах", а у нас, тренеров, - неудовлетворенность результатом годичной работы. Различные варианты педагогических "увещеваний" молодых футболистов с "упором" на будущую профессиональную футбольную карьеру результата не давали, несмотря на то, что все они пришли в интернат именно с этой целью. Нужно сказать, что уровень группы 1965-66г.р. был совсем неплохим (С.Колотовкин, О.Кужлев, П.Нейштеттер впоследствии стали игроками ЦСКА, московского "Спартака" и "Нюрнберга").

Мы решили искать причину такого положения вещей в методике применяемой нами в учебно-тренировочной работе.

Нужно сказать, что в те годы (как, собственно, и сейчас) методика была единой для всех ДЮСШ, СДЮСШОР и спортинтернатов. Одно время всерьез даже рассматривался вопрос о разработке кафедрой футбола ГДОИФК им. Лесгафта 300 поурочных конспектов для каждого возраста, с неукоснительным их соблюдением на протяжении всего учебного года. В последний момент от этой бредовой идеи отказались, но общий методический подход к проведению занятий был основательно зарегламентирован и заорганизован. Кстати, уже в те годы ощущалось явное падение уровня футбола в стране, что, собственно, и вызывало появление идей, подобных "300-м конспектам".

Анализ причин "отсутствия у игроков блеска в глазах" привел нас к поиску нового методического направления в учебно-тренировочной работе. Поиск ответа на вопрос: "От чего у игрока появляется в игре "блеск в глазах?", привел нас к следующему ответу: «Больше всего положительных эмоций вызывают удачно проведенные приемы взаимодействия игроков. Именно их применение позволяет игроку совместно с партнерами наиболее остро и опасно ставить перед соперником сложные задачи, сопровождаемые хитрыми, обманными и тонкими индивидуальными действиями, вызывающими бурные положительные эмоции и кураж. А это именно то, ради чего игрок и приходит в футбол, то, что доставляет ему настоящее удовольствие от процесса игры, от чего и появляется "блеск" в его глазах».

Работа над приемами взаимодействия, начатая нами в учебно-тренировочных занятиях подтвердила наши предположения и вызвала у игроков желание участвовать в совместном с тренерами, творческом процессе их освоения. Творческом - потому, что последнее слово (выбор действия, способ исполнения, да и сам выбор приема взаимодействия) всегда остается за игроком. Он ощущает себя творцом, хотя и в обусловленной схеме того или иного взаимодействия или набора изученных приемов, он может дополнить и изменить прием в зависимости от меняющейся ситуации или предложить свою версию его исполнения.

Именно это творческое взаимодействие в игре и легло в основу методики предлагаемой вашему вниманию.

В коллективных игровых видах спорта и, в частности, в футболе умение партнеров взаимодействовать друг с другом имеет не просто большое значение, оно является ключевым, первостепенным, как в достижении спортивного результата, так и в получении игроками удовольствия от игрового процесса.

Спортивный результат и удовольствие от игры неразрывно связаны между собой. Получение удовольствия от процесса игры всегда сопровождается положительными эмоциями, придающими дополнительные силы игрокам, что, в свою очередь, зачастую, переходит в состояние «куража», которое дает возможность использовать запредельный игроцкий потенциал. А это существенно увеличивает шансы на победу и достижение более высоких спортивных результатов.

Все команды высокого уровня, добивающиеся высоких результатов, превосходят соперников, прежде всего именно в умении взаимодействовать. Ярким примером высочайшего уровня взаимодействия игроков сегодня является «Барселона». В нашем футболе последним примером такого уровня я назвал бы московский «Спартак» времен К.И.Бескова. На короткий срок на очень высокий уровень взаимодействия выходили «Динамо» Минск Э.В.Малафеева и ЦСКА П.Ф.Садырина. Не буду вспоминать уровень взаимодействия советских команд времен 60-х годов - результаты говорят сами за себя, а связку Иванов-Стрельцов (как, собственно, и спартаковскую: Гаврилов-Черенков) вспоминают до сих пор. Что касается уровня взаимодействия российских команд последних 20 лет, то он, на мой взгляд, является весьма посредственным, что повлекло за собой естественное падение зрительского интереса к процессу игры, сконцентрировав этот интерес исключительно на результате. Подтверждение этому – поведение «зрителей» на трибунах, которые проводят игровое время не в наблюдении за ходом интересных комбинаций, а в плясках, песнопениях, «волнах» и дымовых завесах.

Предлагаемая вашему вниманию методика постановки игры при грамотном ее использовании решает следующие задачи:
Повышение уровня взаимодействия игроков, надежности атакующих и оборонительных действий команды, отдельных звеньев и игроков.
Повышение уровня зрелищности игры.
Повышение уровня индивидуального мастерства игроков.
Повышение мотивированности игроков к учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
Повышение уровня "командного духа", чувства коллективизма, взаимопомощи и инициативности игроков, самосовершенствования и самокритичности.

Методика ( в части освоения "тактики атакующих взаимодействий") была опробована на команде 16-17 -летних учащихся спортинтерната №62 г.Ленинграда (1965-66гг.р.) и успешно использовалась в играх Зимнего Чемпионата Ленинграда среди мужских команд (игры проходили в крытом манеже ДСИ "Зенит"). Не до конца освоенная "тактика быстрого паса или быстрых индивидуальных действий", являющаяся вспомогательной для освоения "тактики быстрых взаимодействий" и применение некоторых приемов атакующего взаимодействия преобразили игру, сделали ее интересной для игроков, комбинационной и непонятной для соперника. Кроме того игра стала зрелищной и даже на таком уровне стала привлекать зрителей на трибуны.

Сливка И.Е.
тренер ФК «Победа» Санкт-Петербург
www.slivka.spb.ru

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить






X