You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Статья

Николай Андрианов

...Андрианов летел в Монреаль. Мощно гудели моторы Ил-62, далеко внизу голубел Атлантический океан. В самолете было шумно от шуток, песен.

Андрианов, всегда веселый, беспечный, на этот раз в разговоры не вступал, не шутил с товарищами. Он был необычно серьезен и сосредоточен.

Перед соревнованиями спортсмены стараются гнать мысли о предстоящем выступлении — чтобы не тратить нервный заряд. Андрианов же думал именно о турнире, представлял, как выйдет на залитый светом юпитеров помост, как сделает первое упражнение, как будет ждать оценки судей, как будет тщательно натирать руки магнезией перед следующим снарядом, как после шести видов он выйдет в лидеры... Думы об этом сжигали его, даже вспотели ладони от напряжения, учащенно бился пульс. Обычно он приказывал себе переключиться на другое «кино», но сейчас умышленно заставлял себя снова и снова прокручивать в голове весь ход состязаний. Четыре года Николай, старательно выверяя каждый шаг, шел к этой высоте. И теперь он был просто обязан ее взять.

Отсюда, из старинного русского города Владимира, уезжал Андрианов на Олимпиаду. Ему желали счастья жена Люба и сын Сережа...

Николай Андрианов
Андрианов-собиратель медалей, исключительный талант.

...Не думал, не гадал Коля Андрианов, белобрысый курносый мальчишка, что когда-нибудь о нем узнает весь мир. Бегал с ребятами на Клязьму, удил рыбу, плавал саженками наперегонки, ходил глазеть на туристов, толпами приезжавших в старинный Владимир. И кто мог знать, что через несколько лет русский град Владимир будет знаменит не только памятниками древней старины, своими белокаменными церквами, а еще и тем, что вырос в нем олимпийский чемпион по гимнастике Николай Андрианов! Монреаль, столица XXI Олимпийских игр. Зажжен олимпийский огонь!

Советские спортсмены добились убедительной победы на крупнейших состязаниях современности. И подлинным героем Игр стал советский гимнаст Николай Андрианов, завоевав уникальную коллекцию наград: 4 золотые, 2 серебряные, 1 бронзовую! Но тогда, в день открытия Олимпиады, мы этого еще не знали. ...Труден путь к чемпионскому званию. Боксеры, борцы проводят по 6—8 поединков за турнир, пока не определится сильнейший среди них. Тяжелоатлеты шесть раз выходят на помост, чтобы набрать самые весомые килограммы в сумме двоеборья. И все-таки самую длинную дорогу к пьедесталу олимпиады проходят гимнасты-мужчины. Лучшие из них должны 24 раза подходить к снарядам. Двадцать четыре! Трудно представить, как человек может выдержать такую огромную физическую и нервную нагрузку...

Это был удивительный турнир. Знатоки говорили, что такого захватывающего «спектакля» они давно не видели на гимнастическом помосте.

Олимпийский Монреаль — что ожидало его там?

Николай Андрианов, уверенный, собранный, пошел в бой с «открытым забралом». В нем проснулась настоящая жажда соперничества. Он работал вдохновенно, с истинным артистизмом, и в то же время это был показательный урок предельной рациональности движений, безупречной четкости исполнения. Николай старался создать запас прочности именно в первый день, т. е. исполнить все упражнения с таким высоким классом, чтобы опередить признанных мастеров. И Андрианову удалось выполнить задуманное!

От снаряда к снаряду наращивал темп капитан советской команды и к концу обязательной программы набрал лучшую сумму — 58,1 балла. На втором месте шел Владимир Маркелов, и только на третьем — двукратный олимпийский чемпион Мехико и Мюнхена Савао Като.

А потом был день произвольной программы, когда решалось командное первенство. И тогда Николаю чуть не изменило счастье: при соскоке с перекладины он нечетко приземлился, и казалось, что судьи строго его накажут. Но поскольку все исполнение было почти идеальным, судьи не смогли выставить оценку ниже 9,5 балла. А под вечер выяснилось: наша сборная проиграла команде Японии всего четыре десятых. Это было очень обидно... Андрианов сказал своему тренеру Николаю Григорьевичу Толкачеву: «Теперь я просто не имею права проиграть в абсолютном первенстве. Умру, а выиграю!» И выиграл!

...Какими качествами должен обладать «король помоста»?

Олимпийский огонь. Он «освещал» путь к победе советского гимнаста Николая Андрианова.

В течение четырех лет в тренерских лабораториях мира шел неустанный поиск идеала гимнаста, который мог победить в Монреале. За четыре года гимнастика шагнула далеко вперед — и по сложности упражнений, и по композиции, и в выборе выразительных средств. Николай Андрианов доказал, что он и есть тот самый «идеальный гимнаст», который оказался на самом гребне современной гимнастики.

...Золотую медаль ему вручал Константин Андрианов — один из старейших деятелей олимпийского движения в стране. Николай улыбнулся, стоя на пьедестале, и во всем его облике проглянул озорной парень с берегов речки Клязьмы. Он приветственно вскинул руки, лицо его ликовало! Ему хотелось крикнуть на весь огромный зал «Форума»: «Наша взяла!» Николай очень хорошо помнил Олимпиаду в Мюнхене, где упустил медаль. И на сей раз он оказался крепче всех не только мышцами, но и волей. ...И потом Борис Шахлин, абсолютный чемпион Римской олимпиады, вытирая украдкой глаза, обнимал Андрианова крепко-крепко: «Спасибо, Коляша, спасибо...» На все поздравления Николай Толкачев с усмешкой отвечал: «Вот как мы подготовку распланировали — пик формы пришелся на 21 июля 1976 года. А вы мне не верили...»

Верили, очень даже верили! Верили Толкачеву и тогда, когда на чемпионате мира в Варне его ученик получил «серебро», а Николай Григорьевич, досадуя на судей, явно «поддержавших» Сигеру Касамацу, рубанул воздух рукой: «Ладно, подождем до Монреаля...»



http://www.offsport.ru