You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Статья

Шипы и розы 11 - Нелли Ким

Жадно прочла я после всесоюзного первенства статью Латыниной. Она многое прояснила.

«Никто из абсолютных чемпионок, — говорилось в материале, — как бы сильны они ни были, не создаст абсолютного совершенства — красота разнообразна, многолика и не терпит канонов. У каждой большой спортсменки должны быть свой стиль, свое амплуа. Гимнастика обеднеет, если все будут слепо подражать моде. То, что в нашей сборной всегда объединялись гимнастки разных стилей, являлось фактором ее постоянного успеха.

В последнее время не утихают разговоры о том, что атлетизм и сложность победили женственность и пластичность. Но день, когда была бы побеждена женственность, явился бы самым печальным для гимнастики. Сложность растет непрерывно — это закон и нашего вида спорта, но это не должно делаться в ущерб сути гимнастики.

Меня могут спросить: почему же одухотворенность и чистота линии противопоставляются сложности и динамизму? Мы не за противопоставление, а за сочетание.

После Олимпиады-72 швейцарская газета «Шпорт» категорично ставила вопрос: «Кому принадлежит будущее?» В газете было написано о всех гимнастках, завоевавших золотые медали, гимнастках, резко отличающихся друг от друга своим стилем. А вот и характеристики победительниц:
—       Двадцатилетняя Людмила Турищева — стальные нервы, виртуозность, которой может позавидовать балерина Большого театра, умение показать свое мастерство во всей широте.
—       Двадцатилетняя Карин Янц (ГДР) — деловитость, прямолинейность, сдержанная холодность, строгость, храбрость, уверенность.
—       Семнадцатилетняя — риск, смелость, изобретательность.

А вот еще определение стиля Корбут: сплав безрассудной смелости и грациозного ухарства, мальчишеский задор и склонность к риску, точность и обаяние, сверкающая романтика.

Из всех оценок наиболее обобщенной мне кажется последняя.

Действительно, гимнастика Ренальда Кныша и Ольги Корбут принесла немало нового. В творчестве этого тренера наиболее ярко проявилось стремление использовать новые возможности гимнастики семидесятых годов. Я имею в виду совершенствование методики, новые тренажеры, специальные приспособления к снарядам. Да, гимнастика Корбут — шаг вперед.

Людмила Турищева и Ольга Корбут, несомненно, выдающиеся представительницы современного направления гимнастики. Можно с уверенностью говорить о значительном их влиянии на формирование молодых спортсменок.

Когда 14-летняя румынская гимнастка Надя Команечи выиграла чемпионат Европы в 1975 году, одни журналисты отмечали «детскую легкость в исполнении самых сложных элементов», другие писали: «Людмила Турищева в то же время является для Команечи образцом».

Несомненно, Команечи во многом использовала достижения Корбут и Турищевой, но несомненно и другое — в  сложности упражнений, уверенности исполнения она сама является сегодня примером. Все это не значит, однако, что ее стиль единственно лучший. Ведь сумела же наша Нелли Ким минувшим летом на «Предолимпийской неделе» выиграть три золотые медали, в то время как Надя — две. Как комментировали канадские газеты, «есть моменты, когда живая улыбка стоит больше триумфа». Это — об искрометном, жизнерадостном стиле Ким.

Стиль — один из компонентов высокого мастерства, лишь один из важных факторов, приносящих успех. Нельзя же, например, отнести к стилю умение концентрировать волю, мобилизовать все силы в решающие мгновения борьбы.

Такие тренеры, как Александр Мишаков, Владислав Растороцкий, Викентий Дмитриев, всегда отличались умением синтезировать все лучшее!

Советская школа гимнастики — передовая, но это не исключает, а предполагает наше восприятие полезного опыта у гимнасток Венгрии, Чехословакии, ГДР. И именно коллективный опыт позволяет сегодня характеризовать основные требования к направлению современной гимнастики.

В отличие от оценок стиля требования эти единообразны. Гимнастка высокого класса, претендующая на успех в крупнейших соревнованиях, должна сочетать в своем выступлении риск, оригинальность, виртуозность. На нынешнем этапе развития гимнастики спортсменка должна воссоединить, слить все это в одной композиции, в одном упражнении — задача эта чрезвычайно трудная, но вполне выполнимая. Уверена, что в Монреале мы будем свидетелями ее успешного решения».



http://www.offsport.ru