You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Статья

«Мой» год 18 - Нелли Ким

Восьмая летняя Спартакиада удалась на славу. Я то и дело выставляла высокие баллы — 9,7, 9,8, 9,9. Да и как было не радоваться за гимнасток, которые выступали с истинно спартакиадным вдохновением.

Позвольте теперь комментарий с судейского «мостика».

Я как бы по-новому смотрела на гимнасток, все время прикидывая в уме: что же сейчас самое главное на помосте, что будет в перспективе? И не только заботы судьи меня занимали. Начальник отдела гимнастики Белорусского спорткомитета Роман Семенович Ваткин, человек требовательный и принципиальный, не давал мне, старшему тренеру сборной республики, времени на раскачку. Ведь мы, безусловно, переживали некоторый застой в наших делах, а нас законно спрашивали: «Возродится ли в Белоруссии былая гимнастическая слава?»

На кого же равняться, кого взять в качестве эталона? Ведь я должна буду провести анализ мастерства участниц Спартакиады и предложить тренерам республики какие-то новые решения будущих упражнений.

Наблюдала за Наташей Ильенко — она всем нравилась лиричностью и образным решением пластических этюдов на бревне и в вольных. Внимание привлекали и дебютантки таких крупных стартов — москвичка Оля Мостепанова, ленинградка Лена Шушунова, киевлянка Оксана Омельянчик, Анжела Щенникова из Ижевска, Ира Бараксанова из Ташкента, минчанка Лариса Омельчук... у этих юных гимнасток были прелестные программы, яркие находки. Но все же заметно: их час еще не пробил.

Истинной королевой помоста стала Наталья Юрченко. Сбалансированность композиций, «фирменные» элементы почти на всех снарядах, уравновешенность, четкость исполнения. Через два месяца предстоял чемпионат мира в Будапеште, и я, например, нисколько не сомневалась, что еще одна ученица Владислава Степановича Растороцкого завладеет мировой «короной» гимнастики.

Я с огромным интересом наблюдала за Юрченко! Хотела понять — какая она, что за человек, чем дышит, что чувствует. Специально пошла и на пресс-конференцию после победы Наташи в абсолютном первенстве. С одной стороны, мне самой было приятно вспомнить свои многочисленные встречи с журналистами, а с другой — посмотреть, как держатся Наташа и ее тренер, что думают о гимнастике и о своем месте в ней.

Конечно, не все вопросы и ответы удалось запомнить, но кое-что записывала. Итак, первый вопрос.
— Наташа, чем объяснить ваше неудачное выступление на майском чемпионате Европы?

Юрченко: Была одна-единственная ошибка на брусьях. Я привыкла всегда перед выступлением смотреть на Владислава Степановича. Его взгляд, жесты успокаивают, настраивают точно на определенный ритм. И вдруг я не нашла рядом с помостом тренера. Что-то во мне кольнуло — может, что случилось? Ну и сорвалась...

Растороцкий: Да, вот такая была досада. Перед брусьями был прыжок, и мне показалось, что Наташе поставили низкую оценку. Я-то видел, что фаза полета была четкой. Разозлился на судей, пошел выяснять. Ничего путного не добился и сгоряча выскочил в холл. Походил, водички холодной выпил, успокоился. Знал — Наташа должна все нормально сделать. Вхожу в зал — вижу сразу слезы Наташкины. Понял — сорвалась. Вот так — век живи, век учись. Ругал себя, но ведь я тоже не железный.

Вопрос: Наташа, на прошлой Спартакиаде вы заняли 12-е место, но получили золотую медаль за победу команды России. Как за это время изменилась гимнастика и гимнастки?

Юрченко: Из той сборной России на помосте уже никого нет. Мне 18 лет, и вместе с Леной Полевой из сборной Белоруссии мы сейчас самые старшие... Гимнастика усложнилась невероятно, а сами гимнастки теперь и возрастом поменьше и росточком.

Вопрос: Владислав Степанович, скажите, станет ли женская гимнастика снова женской, а не девичьей?

Растороцкий: Пройдет время, и все образуется. Тренеры научатся сохранять своих учениц на помосте, как в добрые старые годы. И при этом гимнастика будет все равно усложняться. Ведь это же поразительная вещь — здесь Карлыгаш Калиева из Алма-Аты уже исполнила на ковре двойное сальто прогнувшись. Фантастика! А ведь через два сезона этот трюк будет, наверное, привычным. Вообще гимнастика и сейчас красивая. И все три призера Спартакиады — разве не красивы?

...Пресс-конференция закончена, и я от души поздравляю Наташу и Владислава Степановича с победой. Замечательный дуэт получился! Нет, теперь нисколечки не сомневаюсь в полном успехе Наташи в Будапеште. Есть у нее характер, есть!

Было в Юрченко что-то такое особенное, чарующее — словами не передать. Цепкость какая-то, поразительный спортивный настрой во время выступлений сочетались с мечтательным взглядом, с недетской серьезностью. Газетчики сразу это подметили на Спартакиаде-79.

Но вот потом почти два года Юрченко не видели на большом помосте. Тренеры, приезжавшие из Ростова-на-Дону, грустно сообщали, что с Наташей творится что-то непонятное — сильные головные боли, частые простуды. И многие думали, что медалей у гимнастки больше не будет. Затем, уже в середине 1981 года, «информация» о Наташе стала веселее — тренируется, обновляет программу, дела идут на поправку.

В начале сезона 1982 года перед началом международного турнира на призы газеты «Московские новости» я встретила Наталью Шапошникову, поинтересовалась, будет ли выступать Юрченко.
— Будет! Она так выросла, такая взрослая стала... Вы знаете, Владислав Степанович полностью поменял ее программу. Как он на это решился — не знаю...

То, что показала на турнире Юрченко, можно назвать только чудом. Обновлены были не какие-нибудь связки, кусочки из наигранных комбинаций, а все упражнения полностью! Была подана «заявка» и на авторство впервые в мире исполненных элементов. На бревне, брусьях. Потряс воображение уникальный опорный прыжок...

Наташа и вправду предстала в новом свете — посвежевшей, похорошевшей. Явно к лицу пришлась ей усложненная программа. Довольному собой Растороцкому один тренер еще больше поднял настроение, сказав, что есть такая примета — если весной случится удача, то и весь год она будет с тобой. Владислав Степанович удовлетворенно хмыкнул, а потом отмахнулся: «Не сглазь...»



http://www.offsport.ru