Разговор с футбольным тренером о детском футболе

 

Вот смотри, они не играют. Они имитируют игру, они боятся играть…
 
- Ничего они не боятся, они просто ничего не хотят делать, совсем не хотят…
 
- Боятся. Боятся всех. Боятся родителей, тренеров, зрителей, всех абсолютно. Этот страх сопровождает их всю жизнь…
 
Мы смотрим телевизор. Киевский телеканал транслирует футбольный матч детской лиги на городском стадионе в Обухове. Финальная игра. Одиннадцатилетние пацаны – сонные мухи на поле. Играют робко и без азарта… старики расчетливые…
 
Смотрим телевизор вдвоем. Рядом со мной Илья Самуилович Маршак – футбольный тренер. Проработал 17 лет директором ДЮСШ «Торпедо». Давно на пенсии, но до сих пор ладонью трет сердце, когда наблюдает детскую игру. Ему тяжело, он до сих пор тренер. Тренером, наверно, и умрет.
 
- Знаешь, почему сегодня в «Шахтере» играют восемь иностранцев? – Маршак пододвинул пепельницу.
 
- Почему?
 
- Они сделали карьеру в другой стране и не выросли нравственными калеками. Это психически не сломленные люди, обладающие индивидуальностью, своим почерком и характером. Нормальные ребята. Играют в раскованный футбол, создают неповторимый продукт…
 
- И продают его за деньги…
 
- Ну, и нормально. Продают свой труд… — потушил сигарету. — Ты идешь в магазин и покупаешь хлеб, это тоже продукт и тоже труд.
 
- Купить готового футболиста дешевле, чем вырастить своего…
 
- Тихо… смотри.
 
На поле разборки. Двое мальчишек сцепились в драке, упали на траву и катаются по полю. Судья пытается разнять. Две красные карточки и поцарапанные лица крупным планом.
 
- Нельзя погружать детей во взрослую футбольную жизнь…
 
- Ничего, пусть привыкают.
 
- К чему привыкают? – Маршак убавил пультом звук. – К жестокости, корысти и лжи? К непомерным амбициям взрослых? К купленным судьям и договорным играм? Вон, смотри…
На краю поля бегает тренер, жестикулирует и что-то кричит своим подопечным. Крупным планом лицо и артикуляция губ.
 
- Он что, матерится?
 
- Конечно, матерится. – Опять прибавил звук. Комментатор спокойно сообщает о том, что тренер пытается изменить тактику своих игроков.
 
- Еще как матерится. Дети быстро к этому привыкают…
Закончился первый период. Игроки уходят в раздевалку. Усталые лица, грязные футболки и гетры.
 
- Я б запретил детские соревнования…
 
- Как это?
 
- Очень просто, — Маршак опять закурил, — как во всем мире это делается. Маленькие дети не соревнуются по взрослым стандартам. Во Франции, Испании и Англии — да, собственно говоря, везде — существуют детские футбольные школы, которые организуют между собой товарищеские турниры. Нет никаких детских лиг, никакого надрыва в борьбе за место. Нет смысла в договорных матчах, нет мотивации покупать судей.
 
Вот этот парень дал две красные карточки пацанам. Представляешь, какой это стресс для детей… – стряхнул пепел. – На детском турнирном матче, где-нибудь во Франции, арбитр бы отвел мальчишек на край поля, успокоил, объяснил ошибки, посоветовал, как себя держать в руках во время критической ситуации. В общем, повел бы себя как педагог-психолог.
 
На экране реклама спортивного оборудования и футбольных аксессуаров.
 
- Сколько стоит экипировать маленького футболиста?
 
- Сколько… — Маршак задумался и стал загибать пальцы. – Спортивная форма: два комплекта минимум + самые простые бутсы + мяч. Стоит где-то в районе двухсот долларов. Все это быстро изнашивается и нужно периодически обновлять. Плюс всякие выезды, поездки на товарищеские матчи. В этом году родители сдавали по 800 гривен, отправляя ребенка на детский турнир. Таких турниров проходит за год 4-5. В общем, сумма довольно приличная набирается. Не каждый семейный бюджет потянет такие расходы. И что интересно, мой друг, я сделал одно наблюдение…
 
- Какое?
 
- Самые талантливые дети приходят в футбол из бедных семей. Форму таким пацанам я еще как-то находил из комплектов, что остались от предыдущих поколений, а вот везти их за свой счет на турниры или календарные матчи в другой город уже не мог. Тренер живет на одну зарплату, ему иногда даже командировочных не платят. За свой счет ездит на соревнования…
 
Реклама закончилась. Второй период и розыгрыш мяча в центральном круге. Быстрая атака, пас на край и… свисток арбитра.
 
- Вот, — рукой в экран, — что я тебе говорил! Купленный арбитр, сто процентов купленный. Не было здесь никакого офсайда…
 
- Подожди, сейчас будет повтор.
Повтора нет. Телевизионщики экономят время на детском футболе.
 
- Судей покупали всегда, покупают и сегодня. В 2002-м привожу я в Баштанку на игру своих ребят. Арбитры переодеваются в тренерской и открытым текстом, не обращая на меня никакого внимания, жалуются друг другу на то, что такса упала, что нужно «держать старую цену», иначе «себя перестанешь уважать».
 
- Сколько им обычно давали?
 
- По-разному. Как договоришься. В мои времена арбитр на поле получал 200 баксов, боковые судьи — по сотке.
 
Игра оживилась. Обмен контратаками и неточные удары по воротам. У мальчишек второе дыхание и появился азарт.
 
- Смотри, смотри, – прибавил пультом звук. – Верная подстава, сто пудов подстава…
На экране крупным планом показывают подростка. Он немного крупнее других игроков и технично обрабатывает мяч. Видно, что вся команда играет на него.
 
- Почему подстава, может быть, парень акселерат. Вырос на витаминах и грамотной еде…
 
- Какие витамины?! — Маршак пододвинул пепельницу. – Смотри, как он мяч принимает, как бежит. Ему лет тринадцать, а может, и более. Я бы этих тренеров всех повыгонял. Чего они только не делают ради этих подставных, как только не химичат! Исправляют метрики, вымарывают в документе реальную дату рождения, ставят другую. В общем, изначально приучают ребенка ко лжи и ханжеству. А ведь все мальчишки на поле прекрасно знают, что он старше них и тренируется на два-три года дольше. Представляешь, каково им вступать в единоборство с таким переростком…
 
- А что — никто не контролирует возраст?
 
- Конечно, контролируют. Но есть «Свидетельство о рождении» — юридическое доказательство возраста. Кстати, все эти бедные дети с исправленными метриками, как правило, имеют печальную футбольную карьеру. За всю мою практику ни один из них не состоялся как футболист. Они привыкали играть с малышами, а когда попадали на игру с сильным противником — в свой возраст, сразу «ломались» или выглядели бледно.
 
На поле нарушение правил. Арбитр назначает штрафной удар. Опять показывают орущего на краю поля тренера. Мужик одет в какой-то грязного цвета спортивный костюм. Куртка расстегнута, волосатая грудь.
 
- Красавец. — Пультом в экран. – Вот может такой расхристанный тренер воспитать культурного футболиста? Никогда. В баскетболе для тренеров давно уже введен дресс-код. Тренер должен присутствовать на матче в строгом костюме и галстуке, а здесь одеваются, как бомжи, и ведут себя, как жлобы в мясном павильоне.
 
Матч подходит к концу. Нулевая ничья. Мальчишки уже устали и бегают через силу. Тренер продолжает орать на игроков. Жарко, пацаны вытирают пот нижним краем футболок. Комментатор сообщает о том, что положение в турнирной таблице у обеих команд зыбкое и ничья никого не устраивает.
 
- Вот, видишь… — Маршак закурил очередную сигарету. — «Ничья никого не устраивает». Кого она не устраивает? Тренеров? Директоров клубов? Родителей? Чушь сплошная!..
 
- Ну, нужна же какая-то стратегия борьбы за место…
 
- Какое место?! Какая к черту стратегия?! Цель здесь должна быть одна – научить мальчишку играть в футбол и сохранить его порядочным человеком. Безнравственные люди никогда не становятся великими футболистами. Это аксиома, которая не нуждается в доказательстве. Вот Марадона – блестящий футболист, великолепный мастер, мировая футбольная элита. После того, как он заколотил рукой мяч… ну, помнишь, «рука Бога»…
 
- Помню.
 
- …его карьера сразу пошла на спад. Наркотики, пьянство, перманентные дисквалификации. Он даже как тренер не состоялся. Не нужны нашим детям никакие детские футбольные лиги, организованные по принципу взрослых. Весь негатив взрослого футбола изначально сопровождает мальчишек. Пацаны, сжав зубы, терпят несправедливость, ложь и корыстолюбие взрослых. Они все хотят стать футболистами, быть знаменитыми, работать по большим контрактам, но… добираясь до высшей лиги, все становятся нравственными уродами. Возьми того же Аршавина, который прекрасно играет за свои клубы, а в национальной сборной парня словно подменяют. Еле-еле бродит по полю и висит гирей на всех. Почему? – Потому, что денежная мотивация другая. Его кормит клуб, а не сборная. Он так воспитан с детства. Вот такой вот патриот.
 
Комментатор повысил интонацию. У ворот заваруха. Маленький пацан показывает хороший дриблинг в штрафной площадке и отдает пас «переростку», парень тянется к мячу и… падает. Пенальти.
 
- Вот, — разводит руками Маршак, — что и требовалось доказать. Никто этого подставного не толкал. Сам упал — и арбитр этого, конечно, не увидел. Что из таких пацанов получится к восемнадцати годам?..
 
До конца матча полторы минуты. Удар! Мяч в воротах. Крупным планом лицо вратаря. Мальчишка вытирает перчаткой шмыгающий нос и готов плакать.
 
Сергей Гаврилов