Чемпионат Европы для сборной России закончен. ЧТО ДЕЛАТЬ С НАШИМ ФУТБОЛОМ?

Нет, Дзюба не виноват в этом позоре лично, просто попалась удачная фотография, взял и прилепил ему вот такие «ноги». Хотя порой от него и отскакивало как от материала, по свойствам схожего с древесиной. Думаю, эта иллюстрация характеризует весь матч с Уэльсом, если не российский футбол в целом. Поэтому не стоит обвинять кого-то конкретного, игрока, тренера, хотя Слуцкий авансы, раздаваемые ему на уровне самых разных футбольных специалистов, все равно, мне кажется, не оправдал. Можно было выстругать из этого материала что-то поинтересней. Хоть и тема тактики, на мой взгляд, тут отходит на второй план.
 
Удивительно, как среди 146 млн человек не находится 11 футболистов, способных достойно защитить честь своей страны на международной арене. Да, Бэйл и Рэмси на уровень, если не на несколько, выше. Но почему Исландия, с населением чуть больше 300 тыс. человек, это примерно Северное и Южное Бутово вместе взятые, выглядит гораздо интересней нашей сборной?
 
К тем, кто выходил на поле в понедельник, да и на протяжении всего турнира, претензий не так много, играли-то, по факту, лучшие, может быть по нескольким кандидатурам есть сомнения, но и других сейчас просто не имеем. И тут вопрос. Больше к футбольным чиновникам, к Мутко, например, он в этой структуре давно. Даже не вопрос, а претензия. А если быть точнее, то их множество. Претензии ко всей системе российского футбола, которая и системой-то называться может с трудом. Начиная проблемами детско-юношеского футбола, методиками воспитания на данном этапе, подготовки тренерского состава, инфраструктуры (не считая Москвы, здесь она отчасти развивается, но приносит ли это плоды, тоже спорный момент, учитывая то, кто на этих полях играет), подведении юных футболистов к этапу высшего спортивного мастерства, финансирования и коррупции и заканчивая пресловутым лимитом. Это в общем. Но список длиннее. И если не начать менять ситуацию сейчас, то в ближайшем будущем рассчитывать на что-то большее надежды нет. Хотя в этом случае только и остается уповать на надежду.
 
К сожалению, по «физике» мы отстаем от европейского уровня. Известно об этом давно. Еще в 13 году, работая в Центре спортивной подготовки сборных команд России, имел возможность общаться со специалистами, проводившими тесты на взрослой и юношеской сборных. Так вот, привлекавшийся тогда в состав Черышев был единственным, кто до этого уровня дотягивал. Чуть ближе Шатов. На этом всё. Не вникая в химию процесса, простыми словами можно сказать, что тот же Дзагоев, которого мы потеряли перед самым началом этого чемпионата во Франции, после 2-3 технико-тактических действий на скорости «закисляется», т.е. забиваются ноги и точность последующих передачи/удара снижается, как и координация. На восстановление (а оно условное: и лактат полностью выводится из организма в течении нескольких часов, и само по себе утомление имеет накопительный характер и протекает от локального к глобальному, т.е. общему) у Дзагоева уходит несколько минут.
 
В свое время Тихонов был, практически, машиной, выполняя рывки по несколько десятков метров и не теряя при этом уровень выполнения ТТД. Но это, скорее, генетические данные. 75 % - врожденные особенности человека. Остальное - работа. И работа эта ведется не совсем правильно. Или не всегда. И не везде. Сделать из Дзагоева Тихонова не получится. Хотя бы потому, что все сенситивные периоды уже пройдены. Последний, как раз отвечающий за выносливость, по разным данным заканчивается в 18-20 лет. Иными словами, сборная, если и выкладывалась, то играла на пределе своих возможностей. Большего не дано. Или не заложено. А вот в момент, когда эти данные нужно было закладывать этого либо не делали, либо делали неправильно. Об этом также говорят тесты юношеской сборной, большая половина из которой при средних нагрузках работают на максимальном пульсе в анаэробно-алактатном режиме. Т.е. к 20 годам сердце было нагружено так, что ресурс свой израсходовало.
 
И вот очередной вопрос. Не к тренерам, а к чиновникам, руководителям, директорам. Корни этой проблемы как раз наверху. Там, где дают установки о превалировании результатов над формированием разносторонне развитой личности как таковой и здорового человека в целом. Это в детско-юношеском футболе. А скорее, и во всем спорте. Исключением, разве что, являются частные футбольные школы, где результат отходит на второй план, где «не форсируют подготовку футболистов в угоду тем или иным турнирным показателям и не подвергают детей психологическому прессингу». В остальных случаях задача тренера одна – победа. По сути, это его хлеб и главный показатель работы.
 
Соревновательный период начинается с 10 лет. Это, в разных случаях, 2-4-ый годы обучения. Этап начальной подготовки. Где закладываются основы техники и индивидуальной тактики. Ни о какой командной тактике речи не идет. Ведение и обводка (с немалым процентом брака, естественно) на этом этапе является главным средством ведения игры (у взрослых это короткие и средне передачи). И в этом случае на первый план, помимо техники, выходит именно «физика». Простыми словами, кто кого перебежит и перетолкает.
 
Быстрота, как физическое качество, основной критерий отбора в футболе. Бежит – значит берем. И вот основную часть тренировочного процесса, с самого раннего по футбольным меркам возраста, начинают составлять развитие физических качеств. Силы, быстроты, выносливости. Качеств, которые при прочих равных дают превосходство над соперником.
 
В малоизвестных методичках, датируемых еще прошлым десятилетием, на кафедре теории и методики футбола Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, под соавторством Лексакова А.В. (тех. директор РФС, директор Академии тренерского мастерства (бывшая Высшая школа тренеров) и заведующий кафедрой футбола) даны рекомендации о необходимости увеличения в среднем на 20% специализированных нагрузок в годичном цикле тренировки юных футболистов, и на 30% средств, направленных на развитие специфических для футбола координационных способностей относительно общего их объема. Однако, рекомендации эти мало кому нужны. Пока сверху есть команда «победить любой ценой».
 
И на детско-юношеском этапе эта схема работает. Это видно даже по выступлениям на международном уровне. Отечественные клубные академии по разным возрастам становятся победителями и призерами различных международных турниров. Но весь этот задел нивелируется к этапу спортивного совершенствования. И уже на уровне юношеских сборных и юношеской лиги чемпионов мы начинаем проигрывать как в физическом, так и в техническом аспектах. Да, есть одноразовые выстрелы, вроде сборных Хомухи и Колыванова. Но Хомуха набирал свои юношеские сборные, именно юношеские, не молодежную, с которой он провалился или его провалили, достаточно специфическим образом, подключая к отбору внушительную бригаду специалистов, в том числе психологов. И был результат. С молодежкой такого выбора не было. Там определенных людей брать просто «надо было». Чем все закончилось – факт известный.
 
Со сборной Колыванова, ставшей в 2006 году чемпионами Европы вообще все грустно. А какое будущее им пророчили! Половина ребят из того состава к 25 годам ЗАКОНЧИЛИ С ФУТБОЛОМ вообще! А на высоком уровне остались единицы. Сапета и Прудников, наверное, самые яркие из них. Хотя возраст второго (по паспорту 1989 г.р.) в свое время вызывал сомнения, но тему быстро закрыли и больше не вспоминали, по понятной причине.
 
Куда делись эти ребята, чемпионы Европы? Например, за ту сборную Германии, которую мы обыграли 1:0, а единственный мяч забил вышеупомянутый воспитанник московского Спартака Прудников, играли нынешняя звезда сборной Тони Кроос и оба брата Бендера. А за Испанию Аспиликуэта и Боян Кркич. Уровень Сапеты и Прудникова известен. До взрослой сборной не дошли, оставаясь в пределах условных Амкара и Урала. А фамилии остальных из той сборной U-17, точнее тех, кто остался в футболе, вообще никому не известны. И причин тому множество. И упомянутый многолетний режим высоких физических нагрузок, и психологические факторы.
 
На обучении в высшей школе тренеров четко запомнилось: одной из главных задач на данном этапе является привитие любви к футболу. Это исключая тот факт, что зачастую детей в секцию приводят родители, особо не спрашивая, а хочется ли? Не потому ли испанцы до 14 лет играют в квадратики, без изнурительных и монотонных упражнений, работая над техникой и в удовольствие, а уже в пубертатном периоде начинается работа на «физику».
 
В подготовке отечественных тренеров ведется работа по привитию зарубежного варианта системы воспитания юных футболистов. В устной форме уже оговаривается разделение не на три (6-10, 11-15, 16-18 лет), а на два (6-14, 15-18 лет) этапа многолетней подготовки. Но сколько для этого нужно времени? И желания. Ведь зачастую здесь играет человеческий фактор: «меня тренировали так, я тоже так буду».
 
Все это остается прибавить к тепличным условиям, созданным посредством лимита на легионеров. И получаем, что как минимум 7 человек, молодых человек, не ахти каких футболистов (таких слепили), долларовых миллионеров, зачастую, не горят особым желанием куда-то уезжать, пыхтеть и биться за место в основе в условном Реале Сосьедад или даже Сельте за нищенские, по меркам российской премьер-лиги, деньги. Можно же, имея паспорт, не напрягаться на тренировках, гарантированно выходить в основе и обыгрывать Мордовию, Уфу и иже с ними.
 
Это сегодняшние реалии. Сборная на 95% состоит из игроков РФПЛ. И это не предмет для гордости. К сожалению, РФПЛ - это далеко не Примера и не Серия А. И выступление наших команд в Лиге Чемпионов и Лиге Европы о многом говорит. В той же сборной Словакии, к примеру, всего три игрока из местного чемпионата. И уровень словацкого чемпионата также не внушает. Это, конечно, не «колхоз», как выразился в свое время Широков. Но выступление словацких команд на высоких стадиях международных состязаний – явление редкое. Разница вот только в том, что нет в Словакии таких зарплат, как в РФПЛ. Вот и стремятся все побыстрее уехать в Европу. Потому что это шаг вперед. Как в финансовом, так и в профессиональном плане.
 
Перемен в российском футболе хочется. Перемены необходимы. Но правильные и продуманные, а не наугад и впопыхах. К 2018-му году ситуацию не исправить, а значит и ждать чего-то от домашнего ЧМ не стоит. Это перспектива долгосрочная. Ну а пока буду болеть за Исландию, очень хочется их в плей-офф увидеть, заслужили. И переживать за братьев-славян.