Одиннадцатиметровый удар(пенальти)

Пенальти — суровое наказание в футболе, которое, как правило, заканчивается голом.


Еще на заре развития футбола, а именно в 1891 году, пришлось вводить такую строгую меру наказания, как пенальти. В то же время это было вызвано закономерной необходимостью, и важность пресечения умышленной грубости с помощью одиннадцатиметрового удара сегодня трудно переоценить.
Теоретически у бьющего стопроцентная гарантия успеха. Перед ним имеется хорошая мишень площадью почти 18 квадратных метров.
Удар производится с 11 метров (рис. 46). Мяч расстояние в 11 метров преодолевает за 0,5—0,7 секунды. А если учесть небольшой размер мяча (окружность 68—71 см) и его полет вблизи боковой стойки ворот, то становится очевидным, что у вратаря не остается никаких шансов.
Но это теоретически. А на практике?

 


На игрока, производящего одиннадцатиметровый удар, ложится огромная ответственность, особенно когда результат матча зависит от его удара. Если пенальти не реализован, ответственность, как правило, несет игрок, выполнявший удар (хотя в случае пропуска легкого мяча упрекают и вратаря). Так что в этой неизбежной психологической дуэли между пенальтистом и вратарем некоторое преимущество есть и на стороне последнего.
Тем более что совсем недавно Международный комитет по правилам внес такое пояснение: бьющему пенальти запрещено пользоваться обманными движениями. Если удару предшествует финт и мяч забит, то гол не засчитывается, а удар повторяется. Это уже ощутимое преимущество в пользу стража ворот.
Истории футбола известно немало случаев умелого отражения вратарями одиннадцатиметрового удара. Так, Лев Яшин не раз брал одиннадцатиметровые удары и в играх чемпионата страны, и в ответственных международных матчах. Например, в состязании сборных команд СССР и Италии на Кубок Европы 1963. года в Риме Лев Яшин взял пенальти после удара знаменитого центрфорварда Сандрино Маццолы. Итальянец намеревался обмануть вратаря и сделал вид, что собирается послать мяч в левый угол, а ударил вправо. Однако Яшин разгадал замысел форварда и успел перехватить мяч.
Не менее трудный мяч сумел отбить Яшин, выступая осенью 1964 года за сборную Европы в матче против сборной команды Югославии. Одиннадцатиметровый удар производил нападающий Б. Костич.
Еще пример. В полуфинальной игре на первенство Европы между сборными командами Советского Союза и Венгрии, состоявшейся в 1972 году в Будапеште, вратарь Евгений Рудаков парировал пенальти после удара опытного мастера — венгерского форварда Шандора Замбо. Одним словом, вратари не раз выходили победителями в этой трудной для них дуэли.
В сезоне 1960 года в играх на первенство СССР между командами мастеров класса «А» всего было назначено 59 одиннадцатиметровых ударов: из них забито 38 мячей, пробито мимо ворот или попало в штангу 6, взято или парировано вратарями 15. В 1961 году было пробито 75 пенальти: забито 58 мячей, пробито мимо ворот 9 и взято или парировано вратарями 8. В сезоне 1964 года из 38 пенальти вратари пропустили 22 мяча (7 ударов было произведено игроками мимо ворот или направлено в штангу, 9 мячей взяли или отбили вратари). В чемпионате страны 1970 года судьи назначали 45 одиннадцатиметровых ударов: из них забито 33, взято вратарями 8, один раз мяч попал в штангу и трижды был направлен мимо ворот.

В 1971 году в матчах чемпионата страны было назначено 47 одиннадцатиметровых ударов, из которых 4 отразили вратари (А. Прохоров из киевского «Динамо», Ю. Дегтярев из донецкого «Шахтера», А. Говоров из ташкентского «Пахтакора» и С. Крамаренко из бакинской «Нефтчи»). Два раза мяч попал в штангу. А всего забит с пенальти 41 гол.
По данным К. С. Есенина, за 10 лет (с 1962 по 1972 г.) с пенальти было забито 313 мячей, 83 мяча сумели парировать вратари. А всего было назначено 439 одиннадцатиметровых ударов.
В матчах мексиканского чемпионата мира 11-метровые удары назначались пять раз, и все они были реализованы. Совсем по-иному было на VI первенстве мира 1958 года в Швеции. Из 9 назначенных пенальти 3 не были забиты: шведом Н. Лидхольмом в матче со сборной Венгрии, австрийцем X. Буцеком в игре с советскими футболистами (Л. Яшин парировал удар) и шотландцем Д. Хевью в матче с командой Франции.
Итак, при 11-метровом штрафном ударе остро проявляется борьба двух игроков, причем в каждом отдельном случае настолько индивидуально, что давать какие-то общие рекомендации и делать обобщения не приходится. Здесь многое зависит от темперамента футболистов, их технической подготовленности, игровой интуиции и психологического настроя.
Однако какие бы психологические факторы ни влияли на конечный результат поединка между бьющим игроком и вратарем, все же одиннадцатиметровый удар зависит прежде всего от техники исполнения. Здесь существуют определенные законы, которыми пенальтисты твердо руководствуются.
В футболе огромное разнообразие способов удара по мячу, но пенальтист обязан выбрать тот из них, который принесет успех.
В этой связи небезынтересно высказывание вратаря московского «Спартака» Анзора Кавазашвили:
«Умный игрок во всем проявляется, а при пенальти особенно. Я бы вообще на месте тренеров сообразительность нападающих проверял по пенальти, заставив каждого пробить раз двадцать. В игре-то, конечно, они бьют в свой любимый угол, а на тренировке приходится бить по-разному, иначе вратарь разгадает. Тут-то и проявляется, кто на что способен».
Сегодня почти в каждой команде есть не менее 2—3 футболистов, умеющих наверняка забивать голы с одиннадцатиметровой отметки.
Выполняя пенальти, игрок должен учитывать рост, реакцию, слабые и сильные стороны вратаря.
Все знаменитые пенальтисты отличаются друг от друга способом исполнения удара. Каждый игрок выполняет его в своей удобной для него манере.
С. С. Сальников рассказывает по этому поводу: «Как-то в 1952 году, во время тренировки, я обратил внимание на легкость, с какой Константин Бесков на пари с вратарями Алексеем Хомичем и Вальтером Саная забивал им поочередно по десятку пенальти. Мячи, как из катапульты, точно выстреливались, укладываясь по углам. На вратарей было грустно смотреть — до того безнадежными казались их яростные попытки парировать хотя бы один удар... Признаюсь, меня поразила безошибочность и уверенность, с которой К. Бесков проделывал все это. После тренировки я обратился к нему с просьбой «рассекретить» его фокус.
Оказывается, у него была разработана целая система, состоявшая в неукоснительном выполнении ряда условий, предшествующих удару. Так, он считал, что, отрабатывая пенальти, прежде всего нужно выработать стереотип привычных движений.

В чем же заключался этот стереотип?
1. Разбег делать всегда с одного и того же места.
2. Находиться при разбеге на воображаемой прямой линии, на которой должны быть мяч и правая от него боковая штанга.
3. Удар производить «щечкой» (по мере тренировки обеспечивается равный успех для поражения любого из углов).
По мысли Бескова, смысл подобных тщательных приготовлений не только в том, что они помогают технически организованно завершить пенальти. Не менее важно и то, что футболист обретает душевное равновесие. Заставляя себя готовиться к удару дисциплинированно, по раз навсегда заведенному порядку, он мысленно прослеживает весь путь до удара, констатируя, что ничего не упущено, что все, как на тренировке. Кроме того, такие «ритуальные» заботы отвлекают от внешних раздражителей, позволяя предельно сосредоточиться. Возникает внутренняя убежденность, некое творческое спокойствие.
Дело остается как бы за малым: нанести последний штрих — сам удар.
Такой метод, которого, кстати, в дальнейшем придерживался и я, имеет неоспоримое достоинство. Но он зиждется во многом на самодисциплине и самовнушении.
Есть еще один способ, требующий твердой уверенности в тебе, высокой техники исполнения.
Таким способом бьет пенальти знаменитый Пеле. В былые времена он вообще не специализировался на одиннадцатиметровых штрафных. Лишь когда цифра забитых им мячей достигла 600, он решился стать пенальтистом. И толкнуло его к этому не личное тщеславие, а настоятельные требования «торсиды», побуждавшей своего кумира достичь форсированным маршем рубежа тысячного гола. Свои «пенальти» Пеле выполнял в совершенно необычной манере. Разбег начинал издалека, чуть ли не от центра поля, что само по себе выбивало вратаря из психологического равновесия. Уже перед самым ударом Пеле внимательно до последнего момента наблюдал, на какую из ног переносит вратарь центр тяжести тела, готовясь отразить удар, и... спокойно посылал мяч в сторону, противоположную той, куда ожидал вратарь. «Несчастные» вратари вскоре раскусили подвох, ожидавший их всякий раз, когда они имели дело с Пеле, и тоже прибегали к уловке. При его приближении они стали закрывать колени руками. И все-таки у Пеле остался козырь — поза соперника скованная, и он отправлял мяч в любую сторону мимо вратаря.
Подавляющее большинство пенальтистов заранее планируют, в какой угол и как бить. Манера же Пеле — пожалуй, единственная в своем роде — позволяет решать эту проблему в самый момент удара. Ее с полным правом можно назвать в высшей степени творческой».
Игрокам до удара целесообразнее располагаться так, как показано на рис. 47. Нападающие (9 и 10) размещаются вблизи штрафной площади соперников (у места пересечения дуги с линией штрафной). Сбоку от них, в 3—б метрах, встают полузащитники (6 и 7). В случае, если их партнер произведет удар в стойку, отскочившим мячом может овладеть один из этих игроков и добить его в ворота.
Возможен и такой вариант. Нередко вратарь, парируя удар, отбивает мяч в поле. Поэтому крайним форвардам (8 и 11) лучше всего занять позиции у боковых линий штрафной площади: они смогут быстро устремиться навстречу мячу и ударить по воротам.
Одиннадцатиметровый удар может быть реализован и другим путем: бьющий вместо сильного удара легким пасом на 1—2 метра откатывает мяч вперед-вправо, а его партнер, стоящий сзади, быстро выбегает и производит удар по цели. Все эти варианты требуют четких и согласованных действий игроков.http://www.offsport.ru

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить